Объединение сайтов | Главная | История ММГ | Регистрация | Вход
Главная » Категории раздела » 1978-1991

1988. Боевой путь ММГ-4 Калайи-Нау

1988 год.

"На начало 1988 года в штате отряда находились 6 ММГ, минометный дивизион, десантно-штурмовая мангруппа, 15 линейных пограничных застав, 3 комендатуры, две роты подвоза, дорожная рота, саперная рота, не считая подразделений по штату обычного пограничного отряда. Всего около 3500 человек, из них 400 – офицеры и прапорщики". Огромный личный состав 68-го Тахта-Базарского погранотряда, разбросанный "вдоль 550-километровой линии границы, включая 13 гарнизонов на территории Афганистана." ("Не прятаться от ответственности", Н.С. Резниченко, Ветеран границы № 4-2012)

21 декабря 1987 - 06 января 1988 г. - выезд боевой группы ММГ-4 Калайи-Нау на операцию в район 29 погранзнака. Операция проводилась совместно с боевой группой ММГ-2 Чакав.

В январе 1988 г. на смену подполковнику АНАНЬЕВУ Николаю Александровичу в Калайи-Нау прибывает новый начальник ММГ майор МЕЛЬНИКОВ Василий Афанасьевич. Оба с августа 1985 до июня 1986 проходили службу в ММГ Биробиджанского ПогО в Карабаге.

майор Мельников В.А.

М-р Мельников В.А., начальник ММГ-4 с января 1988 до февраля 1989 г.

19 января 1988 г. - во время совместного с сарбозами агитационного рейда в районе к югу от Калайи-Нау по дороге на перевал Сабзак подорвалась агитационная звуковещательная станция ЗС-82 на базе БРДМ-2 с бортовым номером 821. Подрыв произошел под задним правым колесом. Контузию получили водитель-механик БРДМ рядовой ПРИЛЕПА Владимир Викторович, инструктор ЗС-82 прапорщик ЦУКАНОВ Александр Дмитриевич (вторая контузия) из взвода связи ММГ Калайи-Нау, а также инструктор политотдела по спецпропаганде ст. л-нт АХТАМОВ Фируз Асланович (получил тяжелое ранение и тяжелую контузию, награжден орденом Красной Звезды). (прим. ред. Место проведения рейда и подрыва БРДМ 821 требует уточнения, .


Январь 1988 г. – операция совместно с боевой группой ММГ Чакав ?в районе "стыка трех границ"?

9 февраля - В газете "Правда" опубликовано заявление Генерального секретаря ЦК КПСС М.С.Горбачева по Афганистану. В этом заявлении определены сроки вывода советских войск.


Приблизительно 15-23 февраля 1988 г. - во время очередного вылета при посадке на взлетно-посадочной полосе аэропорта Калайи-Нау потерпел аварию вертолет Ми-8мт с бортовым номером 26. Как пояснили вертолетчики из Марыйского 17 ОАП, произошло следующее: ведущий Ми-8мт - "более энергичная машина, вот лётчик и задрал её перед посадкой, и лихо сел, а ведомый Ми-8т повторил" маневр, но не успел затормозить. Летчик успел свернуть и обойти борт справа по краю полосы, но ударил лопастями несущего винта по несущему винту остановившегося борта. Лопасти у того раскачались вверх-вниз и отрубили собственный хвост. Крупные обломки лопастей разлетелись в стороны и лишь по счастливой случайности не задели никого из охраны и разгрузкоманды ММГ. На ночь на ВПП у поврежденного борта выставили боевое охранение на бронетехнике. На следующий день прилетевшие из Маров техники заменили хвостовую балку и вертолет вернулся в Союз.

Крушение вертолёта с бортовым номером 26 в Калайи-Нау, 1988


ВСТРЕЧА АФГАНСКОЙ КОЛОННЫ ИЗ ГЕРАТА.

21 февраля 1988 г. - в район Кушки из Тахта-Базарского ПогО выдвигается СБО с приданным десантом из ДШМГ Тахта-Базарского ПогО (3ДШПЗ, начальник заставы капитан БАЛОБИН Виктор Павлович). Старшим этой группы назначен вначале начальник ДШМГ майор МИЩЕНКО Геннадий Николаевич, но позднее его меняет начальник штаба ДШМГ капитан ВЕДРОВ Анатолий Васильевич. СБО пересекает границу на участке 5ПЗ "Медесан", окапывается и ожидает транспортную колонну из Герата с сопровождением подразделений сарбозов из 17 пехотной дивизии и боевой группой ММГ-3 Карабаг под командованием начальника штаба ММГ майором Тузовым. Обычно афганские колонны в Калайи-Нау проводили так называемым "северным маршрутом" через кишлак Кушки-Кохна, оттуда на восток, дальше петля у кишлака Ганагуль опять на север по долине р. Аби-Камари через кишлак Мубаракшах до перевала у Чашмайи-Дозах, а оттуда уже по обычной нашей дороге на юг до Калайи-Нау. Как правило, сарбозовские колонны боевая группа ММГ Калайи-Нау встречала у кишлака Чашмайи-Дозах или у кишлака Ганагуль. Однако, по всей видимости в разведотдел погранотряда поступила оперативная информация, что по пути следования колонны бандформирование Деваны приготовили засады. Возможно 101 МСП в ожидании вывода был не в состоянии выделить силы для сопровождения колонны "северным маршрутом". Как бы там ни было, но оперативной группой погранотряда был разработан неожиданный маршрут движения от кишлака Турагунди параллельно границе через кишлак Саибхан по руслу реки Колари. До границы афганцы довели колонну самостоятельно без войскового прикрытия поскольку бетонка Герат-Турагунди защищалась сплошной цепью сторожевых застав 101 МСП.

Маршрут проводки колонны с обозначением места засады у к. Саибхан и места гибели Шпаковского Владимира.

23-28 февраля 1988 г. - проводка большой сводной транспортной колонны из Союза, а также около 70-ти афганских машин с грузом и сарбозами из Герата в Калайи-Нау в сопровождении боевых групп от ММГ-3 Карабаг, СБО и ДШМГ Тахта-Базарского ПогО. Для общего руководства операцией в Тахта-Базар прибыл зам. нач. ОГ КСАПО подполковник СЕДЫХ Виталий Викторович (который до Келемебета исполнял обязанности НШ Тахта-Базарского ПогО). Старшим колонны был начальник оперативной группы (ОГ) Тахта-Базарского ПогО подполковник КОРОЛЕВ Александр Георгиевич. Колонна выдвинулась из приграничного кишлака Туругунди 23 февраля 1988 по направлению на к. Саибхан, далее по руслу реки Колари на к. Каргасколь, а потом по обычной дороге пограничников на к. Джафари, и через перевал Ачишка-Абшора на Калайи-Нау. Маршрут движения колонны от Турагунди до Саибхана требует уточнения. Навстречу колонне 23 февраля с 29-го погранзнака выдвинулась боевая группа ММГ-4 (РММГ) Калайи-Нау. Старший боевой группы начальник ММГ-4 майор МЕЛЬНИКОВ Василий Афанасьевич. По результатам операции награжден Орденом За службу Родине в ВС III степени.

 
 
Начман майор Мельников Василий Афанасьевич (справа) и пр-к Кислицын (слева) на перевале
 
Боевая группа ММГ-4 выдвинулась по маршруту Дехитурашейх-Дехибабулаи, далее свернула с обычной дороги на запад по руслу реки Колари в направлении Каргасколь-Саибхан. Саперную группу ММГ-4 в составе БМП-1 и БТР-60 (ИСВ) возглавлял замполит 1ПЗ старший лейтенант Дубовский В.Н. От инженерно-саперного взвода в рейде принимали участие саперы: Меркулов Сергей, Панибратский Игорь, Филатов Александр. Саперная группа при подъеме на перевал обнаружила крупный караван противника и, доложив обстановку, заняла оборону, ожидая подтягивания основной боевой группы. С подходом колонны главных сил ГПЗ продолжила движение через перевал и подверглась интенсивному обстрелу с заранее подготовленных позиций. Во время проведения инженерной разведки дороги получил пулевое ранение в ногу рядовой Реутов Андрей (награжден орденом Красной Звезды). Рядовой Панибратский Игорь вынес раненого из-под огня противника и погрузил его в десантный отсек БМП-1. По обстановке были вызваны борты, которые эвакуировали Реутова А. в госпиталь. На следующий день саперная группа вновь попала в засаду. Во время обстрела из РПГ ряд. Двойников Сергей получил сквозное осколочное ранение в шею через щеку. Раненый был эвакуирован вертолетами, а боевой группе поступила команда вернуться, блокировав подступы к перевалу для обеспечения продвижения афганской транспортной колонны. Боевая группа прикрывала перевал три дня, ожидая подхода колонны. В эти дни в русле реки Колари перед перевалом у к. Каргасколь сапер ИСВ ММГ Калайи-Нау Филатов Александр обнаружил и обезвредил усиленный фугас (награжден орденом Красной Звезды). 
Утром 24 февраля после ночевки в ущелье гератская колонна в сопровождении ММГ Карабаг и СБО выдвинулась к Саибхану. Информация о маршруте движения колонны вероятно через информатора у сарбозов стала известна предводителям бандформирований. Сарбозы знали о готовящейся засаде, поэтому среди них началась паника. Колонна двигалась очень медленно, приходилось собирать разбегавшихся афганских водителей и под угрозой оружия возвращать их за руль.

Вид на кишлак Саибхан с борта вертолета перед высадкой десанта ДШМГ.

На подходе к кишлаку Саибхан при переезде вброд через русло начался плотный обстрел с подготовленных позиций. Подразделения пограничников заняли оборону на господствующих сопках и приняли бой. Обстрел колонны продолжался до утра. 

Утром 25 февраля пришли борты для высадки десанта из ДШМГ Тахта-Базарского ПогО. Также около 8-ми вертолетов огневой поддержки Ми-24 нанесли РБУ по позициям "духов". Батарея ГРАДов реактивного дивизиона с советской территории произвела залпы, но стрельба велась на предельном расстоянии, поэтому не достигла цели. Колонна двинулась дальше, растянувшись на многие километры. Обстрелы колонны продолжались по всему пути следования. Несколько афганских транспортных машин были подбиты и сожжены, сарбозы начали массово дезертировать, некоторые грузовые машины просто были брошены. Во второй половине дня на подходе к к. Каргасколь головная часть колонны попала в засаду. Во время завязавшегося боя получает пулевое ранение в левое подреберье стрелок Александр Москалик из ММГ Карабаг. Десантник ДШМГ Алексей Ложкин оказывает ему первую помощь и выносит из под обстрела к БТРу. (Пуля застряла под самым сердцем, в госпитале не смогли ее удалить. Александр Москалик так и уволился с пулей под сердцем. Хирурги смогли извлечь пулю, лишь спустя годы.) В бой вступает подоспевшая боевая группа ММГ Калайи-Нау. В это же время в средней части колонны на перевале плотный огонь духов остановил движение, две БМП (под командованием Трунова и Бурмистрова) и один БТР ММГ Карабаг приняли бой, закрывая своей бронёй проходившие на полном ходу транспортные машины. Огонь по колонне вёлся с трех направлений, не давая десанту заскочить на броню, когда вся колонна миновала засаду. При отражении обстрела около 19.30 погиб от смертельного ранения в голову санинструктор 3ПЗ ММГ-3 Карабаг мл. сержант ШПАКОВСКИЙ Владимир Владимирович, который в это время вел стрельбу из РПК из люка БТР 2ПЗ. Рядом с Владимиром Шпаковским на броне БТР отстреливался из АГС Муратов Азамат, который за этот бой получил орден Красной Звезды. При дальнейшем продвижении колонны в направлении к. Каргасколь получает легкое ранение (рассечен лоб) начальник ОГ майор Королев, пересевший на КШМ Чайка-847 боевой группы ММГ-4 Калайи-Нау. Не смотря на наступившую темноту, майора Королева вертолетами эвакуируют в Союз.
Утром 26 февраля борты в условиях плотного тумана забирают раненых и погибшего Шпаковского В.В., колонна встает на ночевку в районе к. Каргазколь (прим. ред. в те времена название кишлака воспринималось на слух как Карагазколь, Карагасколь или Каргазколь). 
Утром 27 февраля по кишлаку Каргасколь борты наносят РБУ. Колонна начинает движение по обычному маршруту по руслу Аби-Гормак через перевал Ачишка-Абшора и к вечеру приходит в Калайи-Нау. 
Утром 28 февраля сводная боевая группа СБО, ДШМГ и ММГ-3 Карабаг уже под командованием прибывшего вертолетом начальника штаба Тахта-Базарского ПогО подполковника ШЕЙКИНА Виктора Николаевича выдвигается обратно, по пути снимая выставленные в сопках заставы ДШМГ. В кишлаке Каргасколь боевая группа останавливается и доктор оказывает медицинскую помощь местным, раздает лекарства. НШ ПогО подп-к Шейкин В.Н. принимает решение не рисковать, двигаясь через Саибхан и изменяет дальнейший маршрут, боевая группа ММГ Карабаг достигает 29 погранзнака и вдоль линейной границы движется в район Кушки. 

Личные вещи Владимира ШПАКОВСКОГО, погибшего в 19.30 25 февраля 1988 г. у к. Каргасколь: сумка саинструктора, РПК, каска, пробитая пулями.


Март - Из справки ГРУ: "... объемы официальной помощи США контрреволюции превысили 2 млрд. долл. В 1988 году планируется помощь в сумме более 700 млн. долл…".

март - май 1988 - выезд боевой группы в район 35 знака. Именно там в марте бойцами мангруппы был "усыновлен" знаменитый кабан Хук (оказавшийся потом кабанихой Машкой).

14 апреля 1988 - Представители Республики Афганистан, Исламской республики Пакистан, СССР и США подписали соглашение о взаимосвязи для урегулирования положения, относящегося к Афганистану, и другие документы. Женевские соглашения вступили в силу с 15 мая. Определено, что половина советских войск должна быть выведена к 15 августа, а вывод всей 40-й армии завершится в течение девяти месяцев.

Апрель 1988 г. - в Душанбе генерал армии В.А. Матросов провел первое совещание по выводу войск. Присутствовали руководство ГУПВ, председатели КГБ Среднеазиатских республик, командование округа, оперативной группы, начальники пограничных отрядов афганского направления. На совещании была поставлена задача в кратчайший срок разработать план вывода подразделений с территории Афганистана с передислокацией их на советско-афганскую границу. Штабу оперативной группы, начальникам пограничных отрядов предстояла задача организовать работу по обустройству на советской территории опорных пунктов и ремонту различных помещений под размещение личного состава. У командования ПВ не было иллюзий в отношении активных намерений мятежников к действиям на всех этапах подготовки к выводу советских войск. Действия мятежников носили более скоординированный и организованный характер.

С мая 1988 г. в 5-й МСД (Герат-Шинданд) согласно Женевским соглашениям началась подготовка к выводу частей из Афганистана.

На 15 мая 1988 - Около 60 процентов территории Афганистана контролировалось оппозицией. Численность ОКСВА (40-й армии) составила 100300 человек.

16-20 мая 1988 - операция по восстановлению с помощью БАТа в сопках дороги от 29 погранзнака до Калайи-Нау на участках, размытых за зимний период.

БАТ прокладывает дорогу на знаменитом перевале в районе к. Дехибабулаи (около 8-10 км от 29-го погранзнака).

21-23 мая 1988 г. - выезд боевой группы на 29 пограничный знак за транспортной колонной.

14 июня 1988 - в районе Кайсара (к. Яккаписта) во время боя в результате двойного заряжания произошел разрыв мины в стволе миномета. Погибли четверо пограничников из ММГ "Кайсар":
- КОВШИК Анатолий Степанович - ряд., минометчик
- КРАСНИКОВ Алексей Анатольевич - с-нт, ком. мин. расчета
- СКУРЧАЕВ Геннадий Титович - ряд., стрелок-водитель взвода БО
- ФЕДОНЕВ Александр Петрович - прапорщик, ст. техник 3 ПОГЗ

28 июня 1988 г. - попытка вторжения в Калайи-Нау крупной банды моджахедов. Дерзкое нападение проходило с западного направления от кишлака Дехи-Занги. Расположение оперативного батальона ХАД, окраина города, прилегающая к взлетной полосе и база ММГ-4 Калайи-Нау обстреляны реактивными снарядами с расстояния 10 км в момент трансляции открытия 19-й партконференции в Кремлевском дворце съездов в Москве.

Один из небольших осколоков американского реактивного снаряда, которыми изрезало территорию мангруппы.
13 февраля 2009 на церемонии, посвященной 20-летию вывода войск из Афганистана, передан в дар Центральному пограничному музею ПС ФСБ России в Москве.

После попадания реактивного снаряда на территорию лагеря ММГ поднятые к бою расчеты минвзвода под командованием ст. л-та Старикова Андрея Михайловича под прикрытием 2-й пограничной заставы под командованием ст. л-та А.А. Биндасова выдвинулись на конец взлетно-посадочной полосы (на расстояние, позволяющее достать противника) и подавила огонь пусковой реактивной установки, заставив бандитов отступить. Несколько человек из банды уничтожены на месте, уничтожена пусковая установка РС и ДШК. В это время боевая группа ММГ с начманом майором Мельниковым В.А. находилась на операции в районе 35 ПЗ и Баламургаба. Командовал действиями ММГ по отражению обстрела замполит Емельянов А.Т.

Нач 2ПЗ ст. л-нт Биндасов А.А.

29 июня 1988 г. (или в первых числах июля) - в Москве акция бандформирований расценена как политическая провокация и принято решение о немедленном проведении операции возмездия. Проведена операция по доставке реактивной установки залпового огня БМ-21 ГРАД в ММГ Калайи-Нау. За день совершено три вылета в Калайи-Нау транспортного вертолета Ми-26 в сопровождении 2-х вертолетов огневой поддержки Ми-24 и 2-х транспортных Ми-8.

Вечером того же дня залпом ГРАДа в южном направлении в район хребта Банди-Туркестан уничтожена база банды, совершившей дерзкую акцию. После пристрелочного залпа, огонь установки также корректировался разведчиками ХАДа, находившимися рядом с базой бандформирования.

У реактивной системы залпового огня БМ-21 заместитель начальника ММГ-4 по п/ч майор Емельянов Анатолий Трифонович и офицер РО при ММГ Калайи-Нау ст. л-нт Урунов Александр.

Ночь 3 июля 1988 г. - повторная попытка нападения той же банды на мангруппу с северного направления была отбита. Личный состав поднят к бою. При отражении огневого налета кроме минометных расчетов применялся огонь безоткатных орудий СПГ и спаренных зенитных установок ЗУ-23-2, привезенных в ММГ для усиления транспортной колонной.

 

Командир МВ ст. л-нт Стариков А.М. проводит обучение сарбозов из Царандоя минометному делу, июль 1988 г.

ОТРЯДНАЯ ОПЕРАЦИЯ "ФИСТАШКА".

11-19 августа 1988 г. - РММГ принимает участие в очередной ежегодной операции "Фисташка". Боевая группа из Калайи-Нау вышла утром 11 августа. Старший боевой группы - только что принявший дела у майора Сафонова С.В. новый начальник штаба ММГ майор ГУРБАН Николай Яковлевич. М-р Гурбан Н.Я. до этого не имел боевого опыта и последнее время проходил службу офицером оперативной группы в управлении Тахта-Базарского ПогО. Новый НШ своим боевым приказом резко изменил привычный походный порядок при движении боевой группы на марше. Так колонне главных сил (КГС) в полном соответствии с тактикой движения МСБ на марше предписывалось вытягиваться из исходного пункта, спустя 20 минут после выхода головной походной заставы (ГПЗ). Таким образом ГПЗ высылалась на удаление 5-7 км из расчета средней скорости движения по сильно пересеченной местности 20 км/час. Для понимания рискованности подобной расстановки необходимо сравнение по численности МСБ (в среднем около 500 чел. и более 40 бронемашин) и боевой группы РММГ. Боевая группа от РММГ как правило состояла всего из 6-8 бронемашин, 50-60 чел. личного состава, усиленных двумя минометными расчетами на ГАЗ-66. ГПЗ боевой группы - из двух единиц: БМП и БТР с саперами, всего 10 человек. То есть вся боевая группа в лучшем случае соответствовала даже не МСР, а двум мото-стрелковым взводам. ГПЗ боевой группы пограничников в классическом понимании вообще являлась дозорным отделением (ДО), которому по правилам обычно предписывается движение "на удалении, обеспечивающем наблюдение за ним и поддержку его огнем". Удаление ДО на расстояние 5-7 км подвергало малочисленную саперную группу угрозе полного реального уничтожения за 15-20 минут, которые в случае нападения на нее потребуются основным силам, чтобы прийти на помощь. Подобное удаление ГПЗ также делало бессмысленным проверку ею дороги на наличие мин, поскольку за 15 минут бандгруппы успевали без угрозы обнаружения установить новые мины в разрыве колонны, на которых подрывались бронемашины КГС, двигающейся без инженерной разведки дороги, что и произошло уже на первом выезде с таким походным порядком. Не смотря на роптание личного состава и очевидную опасность подобной тактики, такой порядок сохранялся каждый раз, когда старшим колонны назначался новый начальник штаба.

В то утро из-за увязшей в русле машины колонна боевой группы растянулась на несколько километров. ГПЗ колонны уже прошла перевал Ачишка-Абшора и остановилась перед к. Абшора. КШМ "Чайка" с бортовым номером 846, на которой двигался старший колонны, вышла из русла и встала перед перевалом вблизи кишлака Ачишка, оказавшись в открытом поле без какого-либо боевого прикрытия. Вся основная колонна оставалась сзади в русле на расстоянии более километра. Когда колонна наконец возобновила движение, следующий первым за "Чайкой" БТР инженерно-саперного взвода подорвался на усиленной мине на подъеме перед выходом из русла Аби-Гормак в 600 метрах от КШМ. Подрыв происходит под вторым колесом слева, при этом отрывает и первое колесо, второе колесо вырвало вместе с редуктором и подбросило вверх на высоту не менее 50 метров. По свидетельству водителя он ехал по колее "Чайки" с нетронутыми следами протектора. Очевидно, что мину могли установить после прохождения саперной группы и под колесами КШМ она по счастливой случайности не сработала. Если бы в момент подрыва душманы одновременно атаковали саперную группу в конце перевала и одинокую КШМ перед перевалом, сковав при этом беспокоящим огнем боевую группу, запертую в русле, могла произойти серьезная трагедия, обусловленная потерей управления в боевой группе и радиосвязи в КВ-диапазоне с базовым лагерем ММГ и опергруппой погранотряда.

 

Подрыв в русле у кишлака Ачишка 11.08.1988 г.

По стечению обстоятельств старшим машины ехал начальник КШМ "Чайка" 847 пр-к взвода связи ПЕТРОВ Владимир Викторович (на фото стоит слева). Далее стоят бойцы из ИСВ, получившие контузию при подрыве: Петр Зарецкий, Валерий Махнев, Иван Новик, Кравченко, Геннадий Лихачев с минно-разыскной собакой.

"Чайка", немедленно сорвавшись с места, вернулась к спуску в русло. О подрыве доложили в опергруппу и вызвали санитарные борты для эвакуации контуженых. Пока возились с передним оторванным колесом, восстанавливая подвижность БТР, боевая группа потеряла время, поэтому, прибыв на погранзнак 29/1, заночевала на обычном месте в сопках.

На следующий день 12 августа колонна выдвинулась вдоль границы в район 7-й ПогЗ "Фисташковая". По дороге дважды были обнаружены отары овец, пасущиеся прямо на советской территории перед линией инженерных сооружений под присмотром невозмутимых афганских чабанов. М-р Гурбан Н.Я. хотел остановить движение, чтобы доложить в опергруппу о фактах "перепаса" и выдворить нарушителей, но передумал, когда услышал о соглашении с местными старейшинами о выпасе скота в погранполосе. Поэтому до "Фисташковой" добрались без происшествий. На пограничной заставе м-р Гурбан Н.Я. дал команду радиотелеграфисту "Чайки" проложить линию проводной связи между узлом связи 7 ПогЗ и местом стоянки боевой группы на границе. Для выполнения приказа связисту выделили одну катушку полевого кабеля П-274, имеющуюся на КШМ, и расчет РПК для охраны. Довод о том, что одной 500-метровой катушки "полевки" весом в 13 кг не хватит, чтобы проложить линию в несколько километров до границы, не был услышан. Идея НШ состояла в том, чтобы повысить скрытность действий боевой группы, уменьшив радиообмен в эфире, за счет связи с заставой и управлением погранотряда через телефонную линию. Но для реализации плана нужно было измерить расстояние по карте, взять на заставе необходимое количество катушек и, погрузив их на БТР, прокладывать кабель, сращивая одну катушку за другой. Как и предполагал связист, катушка закончилась через 5-10 минут неспешного шага за ближайшей сопкой. Дорога же до боевой группы заняла около часа.

 

Боевая группа на линейке у 7-й ПогЗ "Фисташковая" 12 августа 1988 г.

Уже вечером 12 августа во время рекогносцировки окружающей местности на Советской территории в погранполосе напротив 7 ПогЗ подорвался на фугасе еще один БТР ИСВ мангруппы с бортовым номером 841. Контузию получили командир ИСВ ст. л-нт Стеценко,  ряд. Меркулов Сергей, Юловский Андрей, Войцык, Тюнев. Ночью в районе подрыва выставленными секретами был обстрелян небольшой караван, двигавшийся к месту подрыва вероятно за доказательствами факта подрыва.

 

Доктор осматривает ребят-саперов (Тюнев, Юловский), подорвавшихся на мине.

  Сжигаем "вещьдоки" - резину от подорванного БТРа, чтобы лишить возможности "мирных дехкан" получить заокеанский бакшиш за подрыв советского БТРа.

За каждый подтвержденный подрыв БТР им могли заплатить от 100 до 500 тысяч афгани (приблизительно 1000-5000 долларов). Для понимания значительности этих сумм, калым за невесту, на который афганцы обычно копили годами и даже десятилетиями, составлял 100-250 тысяч афгани.

18 августа 1988 г. боевой группе дана команда возвращаться в Калайи-Нау. К вечеру удалось преодолеть перевал Ачишка-Абшора, как начало темнеть. Еще одно правило, которому безоговорочно следовал новый начштаба - прекращение движения при наступлении темного времени суток в том месте, где колонну застали сумерки. При этом никогда не анализировалось, что может быть потенциально опаснее, оставаться ночью во враждебном окружении вдали от поддержки или двигаться в темноте, приближаясь к базе, с которой можно запросить поддержку огнем, а в крайнем случае даже выход встречной бронегруппы. Тем вечером боевая группа встала на ночлег в поле у кишлака Ачишка прямо рядом с местом подрыва 11 августа 1988. При удачном стечении обстоятельств до базового лагеря в Калайи-Нау можно было доехать за один час. В этот раз ночь прошла без особых происшествий и утром колонна прибыла в Калайи-Нау. Однако, через несколько месяцев 3 декабря 1988 аналогичное решение остановить движение в отрыве от главных сил привело к серьезному ночному обстрелу боевой группы.


15 августа - Первый этап вывода войск 40-й армии завершен. Афганистану передано около 2300 объектов различного назначения - городки, склады, госпитали. Контроль Советских войск на юге Афганистана слабеет, соответственно возрастает нагрузка на подразделения погранвойск КГБ СССР на севере.

21 августа 1988 г. - группа вертолётов под командованием майора Наавгустова С.В. обнаружила и уничтожила в 10 км юго-восточнее к. Баламургаб позицию реактивных установок бандитов, тем самым предотвратив обстрел нашего гарнизона.


В августе 1988 г. на ПУЦ Тахта-Базарского погранотряда прибывает и проходит боевое слаживание ММГ из КДПО с минбатом Маканчинского ПогО, которая получила наименование ММГ-6 Тахта-Базарского ПогО и была введена на территорию Афганистана в сентябре 1988 года с местом постоянной дислокации в Баламургабе. Эта была еще одна мера по усилению группировки спецподразделений погранотряда в Афганистане на период вывода войск. Численность новой мангруппы на январь 1989 составила 258 человек при штате 306. На вооружении состояло:
БМП - 13
БТР - 7
ГРАД - 1
120 мм миномёт - 6
82 мм миномёт - 2
СПГ-9 - 3
АГС-17 - 6
Большое количество БМП сразу бросалось в глаза при проводках транспортных колонн совместно с местными ММГ (например ММГ-4, в боевой группе которой шла как правило всего одна или две БМП-1, а основу сопровождения составляли БТР).

Офицеры ММГ-6:

НЗ2 -  капитан Татьянченко, 
ЗНЗ по п/ч - к-н Сабитов
Командир минометной батареи к-н Бурнышев
зам. по п/ч ст. л-нт Плеханов
зам. ком. батареи Олег Чабанюк
командиры огневых взводов: ст. л-ты Мартынов, Куренный, Сулаев. 

Приблизительно в сентябре 1988 - проводка крупной транспортной колонны с безвозмездной помощью в Калайи-Нау (около 100 машин). В пути до перевала замыкающая группа машин с МТО попала в засаду. Разрыв колонны составил более 10 км. По противнику был нанесен ракетно-бомбовый удар группой вертолетов.

Октябрь 1988 г. - боевая группа ММГ-4 Калайи-Нау вместе со вновь введенной на участке Тахта-Базарского ПогО в сентябре ММГ-6 проводит транспортную колонну с безвозмездной помощью в Калайи-Нау. На обратном пути колонна встала на ночевку у к. Сангатыш-Мамана. Ночью начался обстрел колонны. Боестолкновение длилось около 5 часов. Минометная батарея Маканчинского ПогО, входившая в состав ММГ-6, израсходовала за это время почти весь боекомплект. После проводки колонны ММГ-6 встает на ППД в Баламургабе для прикрытия этого участка в период до вывода войск из Афганистана.

Конец октября 1988 г. - залпом реактивной установки ГРАД нанесен удар по бандформированию, совершившему нападение на дружественные нам племена родственников губернатора провинции Бадгис, проживавшими в районе крупного кишлака Лангар улусвольства Кадис провинции Бадгис. В кишлаке Лангар располагалось оргядро госвласти, подразделение Царандоя и племенной полк. Банда двигалась с северо-востока по дороге от кишлака Бадровак. Стрельба велась на предельном для установки залпового огня расстоянии 21 км. Огонь корректировали разведчики ХАДа. Нападение банды предотвращено.


15 ноября 1988 г. - на левом фланге 1 ПогЗ Зюльфагар-2 во время очередного разведдозора на мине подорвался ГАЗ-66 с офицерами РО Тахта-Базарского ПогО, оторвавшийся на несколько километров от БТР сопровождения с группой прикрытия. При подрыве получил смертельное ранение и скончался в вертолете при эвакуации старший офицер разведотдела майор ГАЛИМОВ Рафик Шайхиевич. Офицер РО ст. л-нт Евгений ЛОЗОВИК (до РО - замполит 12 ПогЗ) и водитель автомашины из ВПБС (взвода повышенной боеспособности) отряда ряд. Равиль МИРСАЯПОВ получили ранения и контузию. Группа Галимова выполняла задание по подбору мест для встреч с афганской агентурой на линии границы после вывода мото-маневренных групп из Афганистана. Ту оперативную работу, которую разведчики 9 лет вели вглуби Афганистана, после вывода предстояло организовать на советской территории. 


На конец ноября 1988 г. - в провинции Бадгис 4 бандформирования в составе 131 человека перешли на сторону правительства Афганистана, вступили в переговоры о прекращении огня 2 банды общим количеством 1300 моджахедов. (Источники информации: штаб 40-й армии, аппарат главного военного советника в Афганистане, г. Кабул, 30 ноября 1988 г. С сайта "Темная сторона Америки")

Конец ноября 1988 - боевая группа выдвигается в район 8-й ПЗ Тарашек, где ожидает транспортную колонну из отряда.

ПОДРЫВ НАЛИВНИКА. НОЧНОЙ ОБСТРЕЛ ГРУППЫ ТЕХЗАМЫКАНИЯ.
ВНЕПЛАНОВАЯ ОПЕРАЦИЯ ПО ПОИСКУ АВТОМАТА

3 декабря 1988 - боевая группа РММГ Калайи-Нау сопровождает транспортную колонну роты подвоза из Тахта-Базара, старший боевой группы НШ майор ГУРБАН Н.Я.  Колонна при движении от пограничного знака 29/1 из-за увязшего в русле полного бензовоза растянулась приблизительно на 3-4 километра. При этом ГПЗ встала, еще не доходя до перевала Ачишка-Абшора. Попытки вытащить наливник продолжались несколько часов. Тяжелая машина уходила все глубже в вязкую глину. Водители помнят, как не просто было вытаскивать застрявшие в русле грузовики даже с помощью мощной БМП на гусеничном ходу. БМП, рывком трогаясь с места, рвала стальные тросы, отрывала крюки, бамперы, а иногда вырывала мост, за который пытались тянуть автомобиль. Начальником штаба ММГ наконец было принято решение: разлить топливо из другого бензовоза по боевым машинам и отправить пустым к увязшему бензовозу, перелить топливо и после этого уже освободить его из плена. Однако реализовано это было поспешно и с неоправданным риском. Четыре километра до группы техзамыкания наливник проделал не только без инженерной разведки, но и без какого-либо боевого сопровождения. Машину вёл водитель роты подвоза призыва ноябрь 1987 Алексей Вобликов, это был его первый боевой выезд, Ряд. Владимир Прилепа призыва ноябрь 1986, уже ожидающего демобилизацию, следовал в колонне как водитель-инструктор в составе экипажа КШМ "Чайка" бортовой номер 846, то есть не управлял непосредственно машиной. Поэтому м-р Гурбан посадил его в кабину бензовоза в качестве стрелка с автоматом АКС-74, посчитав это достаточным обеспечением безопасности передвижения. По простой случайности машина преодолела путь без происшествий. Бензин был слит, продолжились попытки вытянуть злополучный бензовоз. БМП за две попытки оборвала оба крюка. В третий раз у Урала оторвали и бампер. Окончательно потеряв терпение, начальник штаба безрассудно рванул на КШМ также без всякого сопровождения по руслу к отставшей группе, чтобы лично контролировать процесс. И вновь удача сопутствовала пограничникам. А ведь бронетранспортер с антеннами, на котором ездил "командор" всегда являлся первой мишенью духов.

Наконец удалось вытащить пустой бензовоз из русла усилием спарки БМП и МТП. Группа техзамыкания начала движение, нагоняя колонну. Однако, во время дальнейшего движения случилось непредвиденное, но вполне закономерное происшествие. Двигавшаяся первой КШМ остановилась, чтобы ответить по ЗАС-каналу опергруппе. Заполненный наливник, обогнал Чайку и вместе с МТП скрылся за поворотом, где буквально через несколько минут подорвался на мине итальянского производства. Подрыв произошёл под левым колесом среднего моста, из пробитой взрывом бочки вытек весь бензин. Воспользовавшись длительным разрывом в колонне, душманы не спеша заминировали дорогу. Водитель бензовоза в состоянии шока от контузии покинул кабину, даже позабыв выключить зажигание. Рядовой Прилепа, опасаясь детонации топлива, также отбежал на безопасное расстояние и упал на землю, обхватив голову руками. Сказывалась уже вторая за год контузия. Бензовоз был залит полностью, вероятно поэтому топливо не сдетонировало и оба остались живы. Увидев подъехавшую КШМ ряд. Вобликов, забыв об опасности, ринулся к машине выключать зажигание и забрать  оставленные в кабине автоматы. Подрыв еще больше затянул время.

 

Подорванный наливник, слева водитель Чайки-847, ряд. Прилепа Владимир Викторович

Пока ремонтники из ВБО подвязывали проволокой поврежденный мост, начало темнеть. Наступившая темнота помешала группе технического замыкания выдвинуться в направлении основной боевой группы. Начальником штаба было принято решение в соответствии с инструкцией движение в темное время суток прекратить, вставать на ночлег в отрыве от колонны главных сил. В составе группы техзамыкания были одна БМП-1, МТП-2, МТО, КШМ "Чайка"-847, 2 бензовоза, 2 УРАЛа из Роты подвоза погранотряда. Всего три бронемашины, из которых лишь БМП была боевой, то есть с башенным вооружением. КГС находилась на расстоянии нескольких километров впереди. Решение оставить ночевать малочисленную группу (не более 20 чел.) практически без огневых средств на открытом месте вне оборудованных позиций было опрометчивым. И опять как и 11 августа старший командир и КШМ остались в отрыве от КГС, создавая угрозу потери управления и связи боевой группы с лагерем РММГ и ОГ погранотряда. Удивительно, но дежурный офицер опергруппы не стал возражать .

Около 22.00 группа техзамыкания подверглась непродолжительному обстрелу из стрелкового оружия из русла. Через несколько минут обстрел повторился уже с другого места также из низины. Трассы проходили выше над головами пограничников. Противник пока не мог выбрать удачную позицию для стрельбы. Личный состав группы отвечал плотным огнем из стрелкового оружия. Эффективно работал экипаж БМП, короткими очередями ПКТ и выстрелами пушки Гром. Через некоторое время стрельба возобновилась сверху с ближайших сопок, вероятно нападавшие перемещались на лошадях. Теперь, пользуясь преимуществом занятой господствующей высоты, душманы все усиливали интенсивность обстрела, уже не обращая внимания на ответный огонь. Ведь причинить какой-либо ощутимый ущерб им пограничники не могли. Вместо проведения анализа обстановки и принятия соответствующего решения начальник штаба вовлекся в процесс огневого противодействия, при этом забирая оружие то у одного, то у другого бойца Чайки, пока они снаряжали магазины его автомата.  Попытка "Чайки" связаться с бронемашинами КГС по УКВ, чтобы запросить огневую поддержку, ничего не дала. Боевая группа, находящаяся, казалось бы в пределах прямой радиовидимости, тем не менее ее не слышала. При этом дежурная смена узла связи в Калайи-Нау, находящегося за сопками на расстоянии тридцати километров, сквозь шумы на пределе слышимости сумела связаться по УКВ как с "Чайкой", так и с бронемашинами боевой группы. Распространение радиоволн в горах иногда бывает парадоксальным, например "ущелья часто создавали пере-излучения, образующие своеобразный волновод, который приводил к увеличению дальности работы радио-средств в УКВ диапазоне" (РЭБ в войнах и вооруженных конфликтах. Часть IX, Трансивер.ру). Кроме того антенно-мачтовое устройство узла связи безусловно обеспечивало большую дальность связи, чем штыревые антенны на бронетранспортерах. Сигнал "Чайки" был очень слабым, видимо аккумулятор недостаточно заряжался, а двигатели или бензоагрегат не запускали, чтобы шумом не выдавать место стоянки КШМ. О возникшей обстановке с узла связи незамедлительно доложили дежурному по ММГ, разбудили начальника мангруппы м-ра Мельникова В.А. Сообщать об обстреле в опергруппу отряда начштаба не спешил. Минометные расчеты из основной боевой группы сделали пристрелочные залпы, корректируемые через узел связи Калайи-Нау из-за отсутствия прямой радиосвязи между боевыми группами. Минометы работали на пределе дальности, поэтому подавить огонь душманов с их помощью оказалось невозможно, однако, возникла непосредственная угроза попадания по своим, мины ложились рядом. Минометный огонь пришлось прекратить. По инициативе прапорщика ИСВ Сергея КОРНИЕНКО была проведена разведка склона сопки, ниже гребня сопки были обнаружены позиции, с которых боевую группу можно было расстреливать в упор. При этом огонь противника усиливался, а в группе замыкания не было группового оружия, которым можно было его эффективно отразить, угол подъема пушки "Гром" не давал возможности поражать огневые точки на вершинах сопок. Среди водителей роты подвоза были необстрелянные молодые бойцы, кроме того в темноте, когда магазины опустели, банально возникли проблемы со вскрытием цинков с патронами и снаряжением магазинов. Хуже всего было то, что рядом в русле было разлито несколько тонн бензина, достаточно было попадания одного трассера, чтобы факелом осветило всю долину. Положение становилось критическим. НШ поначалу склонялся к рискованному решению, пробиваться назад к границе, еще более отдаляясь от своей боевой группы, но военнослужащие с боевым опытом предложили другой путь. Поэтому было решено спешно без света фар выйти из под обстрела и выдвинуться к основной боевой группе. Проверка дороги в темноте под огнем противника осуществлялась опытным сапером сверхсрочником прапорщиком Сергеем КОРНИЕНКО. Получивший перед этим контузию рядовой Владимир Прилепа показывал в полной темноте первой машине опасные места и направление, куда ехать. Группа техзамыкания успешно выполнила эту задачу без потерь, благодаря проявленной инициативе военнослужащих ММГ. 

Утром перед выдвижением была обнаружена потеря автомата АКС-74 радиотелеграфиста "Чайки" Романа ШЕВЕРДИНА, принимавшего участие в отражении ночного обстрела. Боевая группа до полудня вернулась в Калайи-Нау. До выяснения обстоятельств ночного инцидента и пропажи автомата, рядового ШЕВЕРДИНА Р. бортами отправили в управление погранотряда.

В последующие несколько дней после проводки колонны подвоза до границы была проведена операция с участием боевой группы ММГ-4 Калайи-Нау и ДШМГ Тахта-Базарского ПогО по поиску потерянного оружия. Автомат был возвращен местными жителями, которые согласно оперативной информации как раз осуществили минирование и обстрелы при прохождении колонны. После расследования, проведенного старшим офицером опергруппы подполковником Добродеевым Г.И., обвинения с рядового ШЕВЕРДИНА Р. были сняты и он продолжил службу в мангруппе. Любопытно, что командование роты подвоза высоко оценило действия своих бойцов во время ночного боя 3-4 декабря и двое из них были награждены орденом "Красная Звезда": сержант Грузинов А.И. и ряд. Смирнов В.И.

Все случившееся 3-4 декабря является наглядным примером того, насколько сложными и опасными были рутинные проводки транспортных колонн на севере Афганистана в зимнее время, когда глинистые дороги раскисали и превращались в топкую трясину. Весь участок дороги от погранзнака 29/1 до кишлака Ачишка, который колонна преодолевала практически сутки, по длине составляет не более 15 километров.


21-23 декабря 1988 г. - в Ашхабаде прошла XI партийная конференция войск КСАПО. ММГ-4 Калайи-Нау на конференции представляли коммунисты Мельников В.М. и Пресников О.Н.

Декабрь 1988 - Горбачев М.С. на 43-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН выступил с инициативой о прекращении с 1 января 1989 года огня между всеми противоборствующими сторонами с одновременным прекращением поставок вооружения оппозиции и правительственным войскам Республики Афганистан. Однако это предложение опять не было поддержано, что давало возможность афганскому руководству обращаться с просьбами: "Прекратить вывод войск".

"...печальная статистика за 1988 год, когда из 35 подрывов в округе 30 произошло в зоне ответственности Тахта-Базарского отряда." ("Не прятаться от ответственности", Н.С. Резниченко, Ветеран границы № 4-2012) Эти сухие цифры свидетельствуют о масштабе минной войны в зоне ответственности 68-го погранотряда, особенно в районе, непосредственно прилегающем к Иранской границе: в зоне дислокации ММГ Чакав, ММГ Карези-Ильяз и отдельных гарнизонов Чашмайи-Инджир, Нехальшани и Дашак.

За 1988 год боевые потери среди пограничников спецподразделений Тахта-Базарского ПогО в Республике Афганистан составили:
Ранено: 13 человек. Из них:
- офицеров - 3
- рядовых - 10
Контужено: 32 человека. Из них:
- офицеров - 1
- прапорщиков - 4
- сержантов - 3
- рядовых - 24
Погибло: 5 человек. Из них:
- прапорщиков - 1
- сержантов - 2
- рядовых - 2
(Список военнослужащих спецподразделений в/ч 2072, погибших, раненых, контуженых при выполнении спецзаданий в 1987-1988 гг. Из личного архива начальника политотдела 68 ПогО подполковника Трояна Н.П.)


Источник: http://mmg-kalai-naw.ucoz.ru/publ/0-0-0-9-13
Категория: 1978-1991 | | Автор: Олег
Просмотров: 12904 | Комментарии: 19 | Теги: сводный боевой отряд, опергруппа, Тахта-Базар, мото-маневренная группа, Баламургаб, афганистан, мангруппа, 68-й ПогО, погранотряд, ДРА
Всего комментариев: 191 2 »
0  
19 1989   (10.04.2011 18:28) [Материал]
Этот злополучный день когда погиб м-р Галимов я хорошо помню. Я был дежурным по заставе. Был сильный туман и шел мелкий дождь. Когда группа м-ра Галимова собралась выезжать, они все сложили в машину ГАЗ-66, но забыли один вещь-мешок. Я вынес с заставы этот мешок и передал Галимову, на что он ответил: "Какой-то я сегодня рассеянный". Потом он мне сказал, если долго не будем выходить на связь, не паникуй погода видишь какая. Вместе с ними с нашей заставы выехал БТР с группой прикрытия. В пути следования Галимов дал команду группе прикрытия остановиться и ждать дальнейших распоряжений а сами поехали дальше. Прошло много времени ни я с заставы ни группа прикрытия не могли с Галимовым связаться, такое часто бывало в такую погоду. Потом к БТРу прибежал водитель с ГАЗ-66 весь в крови и не мог толком пояснить, что случилось, так как у него была сильная контузия. Ребята сразу выехали на место подрыва. Галимов был еще жив, но из-за плохой погоды борты долго не могли прилететь. Хороший был человек, он часто бывал у нас на заставе приходилось с ним общаться. Очень душевный, тактичный, грамотный, настоящий профессионал своего дела, вечная ему память.
Сергей Седов

0  
18 1989   (10.04.2011 17:37) [Материал]
С Рафиком Галимовым мы не просто дружили, но и практически работали в одной упряжке по оперработе на афганской территории северо-западного направления Афганистана. Он погиб перед выводом, выполняя задание по переводу оперработы из глубокого тыла ближе к границе (Поиск мест для встреч). Перед этим буквально за несколько дней мы хотели вместе выехать на эти же места со стороны Афгана, но ему была команда изучать и подыскивать места встреч на линии границы со стороны Союза. А так он практически всю работу проводил на территории Афгана. Слава и вечная ему память!
Александр АМИНЕВ.

0  
17 shimikh   (30.10.2010 20:19) [Материал]
Тогда же меня и Целуйко ночью обстреляли плотно из русла около кишлака. Мы встали в сопорях на ночёвку. Потом точку БМПуха погасила. А перед этим, днём, кишлак начали прочёсывать. Успели три дома пройти. Вернули. Мужики должны помнить как на броне башни крутились. Духи повылезали и команды летят: "духи справа, духи слева". У нас наводчик Вадим Пожидаев(так вроде) мокрый вылез. Автомат передали утром в русле. На повороте неожиданно появился душара в чёрном и из под накидки вытащил автомат. Серде ёкнуло. Автомат принял кто-то из нас (сапёров).

0  
16 efima   (28.08.2010 02:09) [Материал]
Наверное несколько не в тему парни,но тот рейд был как раз перед нашим дембелем и сейчас приятно узнавать знакомые имена и лица!
То что творилось после нас.Мы уже в это время оттягивались по полной,а вы продолжали делать своё дело!
Уважаю!

0  
15 efima   (28.08.2010 02:01) [Материал]
Сейчас ночь и вот сижу читаю..!
Интересно как было после нас и ваши короткие к сожалению "интервью"-говорят о многом!
Что то не дописано конечно и не досказанно.Понимаю,но прочитал с удовольствием пацаны!
Парни! у кого нибудь может есть координаты Сашки Колесникова..?
Колесо! Он должен нас помнить,первую ставу.
Помню с БРДм ходили с агитрейдом...Рейд получился тогда на славу!Брдм подорвали,а Колесо каким то чудом остался жив!
Когда его шишигу осматривали потом,удивлялись...Шура-ты как жив то остался?
Пробоина от АК и пуля ушла в сиденье,лобовик в дребезги!В водительской дверце дыра от пули...
А парень не скис,всё хохмил блин!
про дверь спрашиваем-Колесо,как это..? Ведь это верняк,в бочину,а он ржёт чёрт
Говорит,хотел выпрыгнуть,дверь расхлебянил и сразу удар по ней...
Захлапываю,говорит и по газам дальше
Вот такой парень "Колесо"!
Если у кого то есть его сотик или ещё что то...
От первой ставы и Серёги Рогалёва привет ему огромный
Он должен помнить

0  
14 1989   (03.03.2009 00:24) [Материал]
Мушавер: Мы их вначале вдохновили, обучили, обнадёжили - а потом предали и бросили. И это сделали те, кто восхищался де-Сент Экзюпери и его словами: "Мы в ответе за тех, кого приручили..."

Сергей! Не береди рану. Я конечно понимаю, что ты с этими ребятами два с лишним годом прожил... Я не был с ними близко знаком, но чувство предательства не покидало меня, когда они провожали на митинге мангруппу утром 14 февраля 1989. Джихад выступил перед нами (по-моему именно он). Он рассказывал, что за долгие годы нашего пребывания в Афганистане, мы научили их воевать и сегодня они докажут нам это, обеспечив вывод "без сучка и задоринки". Вышли мы действительно без особых проблем, если не считать возни с той старой рухлядью, которую мы вытаскивали с собой в Союз. Насколько я помню, несколько новых БТР, которые нам прислали перед выводом, мы оставили подопечным Джихада. Я смотрел на этих исхудавших мальчишек и уже взрослых мужчин. В их глазах действительно читалась немая мольба: "Может еще вернетесь?". Конечно они хорохорились. Но я смотрел на них и думал: "Ребята, сколько вам осталось, полгода, год?" Они вручили нам какой-то мелкий бакшиш, открытку с индийскими актрисами, ногтегрызку, брелок. Я видел, у ребят слезы на глаза наворачиваются. Ведь мы действительно для них были какой-то надеждой на лучшую жизнь. А с нашим уходом все эти надежды умерли. Они еще храбрились... А когда мы проезжали через Джафари, местные показли нам, что они думают о том, что подопечные Джихада научились воевать - беззубый старикан, сидящий на дувале, улыбаясь во весь рот, ничего не опасаясь, распахнул полу своего халата и показал мне свой бур. Они праздновали наш уход, может поэтому даже и не пытались этому помешать...

0  
13 Мушавер   (02.03.2009 19:25) [Материал]
"...В последующие несколько дней была проведена операция с участием боевой группы Калайи-Нау и ДШМГ по поиску автомата. Автомат был возвращен местными жителями, которые согласно оперативной информации как раз и осуществили минирование и обстрелы при прохождении колонны."

Увы, реалии тех лет - из-за железяки подвергали опасности жизни многих наших солдат и офицеров. Советники ХАД также приложили руку к тому, чтобы "автомат был возвращен местными жителями" за n-ное количество трофейных стволов (задаром его никто бы не вернул, хотя он и был неходового у духов калибра). А вот из "бакшиша", за возврат штатного АКС-74, можно было неплохо поупражняться в меткости стрельбы по "шурави" плотным автоматным огнём...
С середины 1988 года работу пограничной разведки и советников ХАД едва ли можно было назвать единой по целям. (Слава богу, дело не зашло так далеко, как в Африке, где в войне между Сомали и Эфиопией с обеих сторон были советские военные советники). Погранцы уже налаживали отношения с будущими (и уже явными) победителями (духами), с которыми надо будет контактировать после вывода войск, блюдя спокойствие на госгранице СССР, а советники ХАД прилагали усилия, чтобы продлить конвульсии госвласти Наджибуллы - дни которой (это нам было понятно однозначно) были сочтены в "свете мирных инициатив горбатого". Вы бы посмотрели в те дни в глаза молодых и не молодых офицеров ХАД, с которыми я работал... Какая в них была горечь и тоска... Мы их вначале вдохновили, обучили, обнадёжили - а потом предали и бросили. И это сделали те, кто восхищался де-Сент Экзюпери и его словами: "Мы в ответе за тех, кого приручили..."


0  
12 rron   (17.11.2008 12:04) [Материал]
А я в мангруппе в это время был - вас встречал и баньку как раз готовил для боевой. Наша застава была дежурной. Помню как закоряченный бензовоз ехал вдоль плаца и сразу на ремзону.

0  
11 maikl   (17.11.2008 11:08) [Материал]
В бою, где подорвался бензовоз (на котором находился "Ляпа") я тоже принимал участие. После того как перелили бензин с застрявшего бензовоза, Вовка на нем хотел доехать пассажиром, а я сел заруль "Чайки". Поднявшись из русла,нач.штаба дал команду развернуть связь, чтобы доложить в Союз о продвижении колонны. После доклада, мы и услышали взрыв! Мы свернулись и дали "по каробке", подъезжая к месту, было много дыма, я чуть не въехал в подорванный бензовоз. Володя Прилепа и водила сидели у сопки и оба держались за головы. Повезло, что перелили бензин и бензовоз был полный, а такбы............. Ну а потом когда основная группа отъехала далеко, было принято решение ночевать, (долго возились с бензовозом, Мантуликов правда и так сделал всё, что мог!!) тут всё и началось................Когда стрелять стали со всех сторон, мы без света фар(успевая проверять дорогу от мин,Сергей Корнеев бежал перед моей "Чайкой") полная темнота и полная "жопа", двинулись к основной боевой группе............В этой суматохе мой связист Ромка Шевердин и оставил свой АКС-74, его тогда чуть с мангруппы не турнули А за автомат машину одеял отдали...............но вернули, вообще предлагалось этот кишлак с лица земли стереть!!!

0  
10 rron   (31.10.2008 08:50) [Материал]
По событиям 28.06.1988 - ОГРОМНОЕ спасибо кто расписал действия и даты вспомнил. А то я все вспоминал, почему же на взлетке нас было не много. Боевая же с начманом уехала! Я как раз и был в конце взлетки с Биндасом. Грады шмальнули - рев был офигенный, ну и мы со всех стволов давали жару. АГС ки тож весь боеприпас сьели.

1-10 11-19
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright ММГ-1(ММГ-4 1986-1992)Калайи-Нау © 2024
Хостинг от uCoz